Правила о поклонах и крестном знамении

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза. 
2. В начале «Верую». 
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш». 
4. В начале чтения Священного Писания : Евангелия, Апостола и паремий. 

 

Креститься с поясным поклоном: 

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза. 
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». 
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. 
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих». 
5. При словах «Честнейшую Херувим». 
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем». 
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза. 
8. На каноне на  1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым. 
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь). 
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному. 

Креститься с земным поклоном: 

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза. 
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем». 
3. В начале пения «Достойно и праведно есть». 
4. После «Тебе поем». 
5. После «Достойно есть» или Задостойника. 
6. При возгласе : «И сподоби нас, Владыко». 
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно». 
8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона. 
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего». 
10. В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона. 

Поясной поклон без крестного знамения: 

1. При словах священника «Мир всем» 
2. «Благословение Господне на вас», 
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», 
4. «И да будут милости Великаго Бога» и 
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением 
Трисвятого). 

Креститься не положено: 

1. Во время псалмов. 
2. Вообще во время пения. 
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы. 
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах. 

Не допускается земных поклонов: 

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до "Сподоби, Господи" на вечерне в самый день праздника.

Есть обычай класть земные поклоны во время обедни: 
1. Когда начинается пение «Тебе поем…» 
2. Когда священник или диакон выносит перед концом обедни Св. Чашу для причащения верующих 
3. Когда Св. Чаша после причащения переносится священником на жертвенник с возгласом: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!» По желанию молящийся может класть земные поклоны помимо указанных. Во время Великого Поста еще кладутся земные поклоны при молитве «Господи и Владыко живота моего…»

В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки) отменяется коленопреклонение. Не принято становиться на колени во время воскресных служб, но в наши дни этот обычай отмирает . После литургии (обедни) все подходят и прикладываются ко кресту, который держит в руках священник.

Выходя из храма, мы снова оборачиваемся лицом к алтарю и осеняем себя крестным знамением. При желании по окончании службы (или до ее начала) можно прикладываться к иконам. Во время службы этого делать не следует . Надо стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме. Надо избегать, по возможности, толкать других, когда проходим по храму, стараться в случае тесноты пропустить вперед детей, старых и немощных. Если мы видим, что кто-то ведет себя в храме не так, как следует, не надо делать замечаний во время службы, чтобы не создавать споров и шума, нарушающих мир и благоговение. В случае надобности подобные замечания можно сделать после службы. Не следует тем, кто не понимает слов службы и хочет понять, задавать много вопросов стоящим рядом во время службы. Эти вопросы также можно отложить до конца богослужения, чтобы не нарушать его стройности и тишины.

В субботу и накануне праздников вечером бывает всенощная, которая состоит из вечерни и утрени (церковный день начинается накануне вечером).

В субботу после чтения Евангелия поем «Воскресение Христово видевше…» и прикладываемся к Евангелию, которое вынесено на середину храма, а затем подходим под благословение священника. Во время торжественных всенощных и под воскресение совершается помазание елеем. (Не следует смешивать его, как это часто делают, с миропомазанием — таинством, которое совершается вслед за крещением. Елей — растительное масло, освященное священником. Миро — особо приготовленный состав из восточных благовоний, освящаемый епископом.)